СТАНОВЛЕНИЕ ЗАВОДСКОЙ ПОРОДЫ
Бордоский дог - французская порода. Он относится к группе мастифов. Иногда его называют французским мастифом. Окончательное становление этой породы произошло в середине XIX века во Франции.
Мастифы являются потомками огромных собак - молоссов, которые, по мнению ряда авторов изначально обитали в небольшом древнем государстве Молоссии, находившемся в районе расположения современной Албании и Западной Греции. Считается, что молоссы произошли от ассирийских охотничьих и боевых догов, которых привел с собой в Эпир после Троянской войны царь Пирр в конце 2го тысячелетия до нашей эры.
Другой группой предков мастифов стали аланские собаки. Варварское племя аланов участвовало в великом переселении народов и в союзе с вандалами в начале V века нашей эры, захватило Испанию. Племя аланов было уничтожено вестготами в V веке после того, как они закрепились в Аквитании, потерпев поражение на севере Испании. Их сопровождали огромные собаки, которых также называли аланами (alan, аlепt). Скорее всего, эти аланы были скрещены с местными собаками, которые впоследствии дали собак, похожих на бордоский догов. К такому выводу пришли Пьер Меньен и профессор Кунстлер, сделав сравнительный анализ в университете города Бордо.
Морис Люке, в книге «Доги и бульдоги», ссылаясь на профессора Кунстлера, высказывает мысль, что эти собаки осели в горах по обе стороны Пиринеев приняв название «Dogue dе Burgos» (испанский дог или испанский бульдог). Он считает, что скорее всего эта порода могла быть предком французского дога.
Боевые собаки сопровождали и гуннов, которые затем вторглись на территорию Римской империи, Галии и Испании. Собаки гуннов, возможно представляли собой метисов аланов и местных собак.
Аквитания, таким образом, оказалась той исторической областью на юго-западе Франции, по территории которой проходили войска гуннов, аланов, римлян и т.д. Каждая народность приводила с собой больших свирепых собак, которые участвовали в боях или же их использовали в охоте на крупного зверя.
В те же края могли попасть и крупные кельтские борзые, которые также являлись потомками ассирийских догов.
Все эти собаки скрещивались с местными собаками и между собой, в результате чего возникла примитивная порода французских догов (мастифов), которая была названа аквитанский дог.
Во всяком случае в «Книге об охоте» писателя Гаса де ля Бигня (Гастона Фебюса,
графа де Фуа), жившего в XIV столетии, где впервые упоминается об аквитанских догах,
говорится также о том, что название veltres или vautres, применялось и к борзым и к
травильным собакам, которые были метисами молоссов и брудастых борзых и назывались
аланами. Эти аланы делились на три породы: Alan gentil (фото 2), vautre (фото 3, 4) и
Alan dе Ьoucherie. Первые были борзыми с тяжелой
головой, вторые были в три раза сильнее первых
и соответствовали более поздним levtries doguistes,
имели желтый с темным оттенком или серый
с черными полосами окрас, что доказывало примесь
молоссов, обладали большими головами,
отвисшими губами и ушами и использовались
по кабану и медведю, третьи были истинно травиль-
ными собаками типа бульдогов. Гастон Фебюс
потребительски относился к собакам, ценя лишь их утилитарные, охотничьи качества. Он не очень
любезно отзывается о догах, говоря, что дог прекрасная собака только для хватки кабана и медведя, но, если он умрет, намертво прицепившись, то и не велика потеря.В те времена дворяне предпочитали иметь борзую, украшая ее колье из лилий, таким образом аттестовывая ее за прекрасную охоту.
В средние века охотничьи собаки, применявшиеся по кабану и медведю, назывались vautre. Это слово кельтско-романское. В процессе развития французского языка оно изменилось на veltriss, затем на viotre и votre. Слово votre использовалось для обозначения всех собак тяжелых пород.
Французское слово votre и тем более древнее слово alan позднее было вытеснено английским синонимом мастиф, он же дог. Оба эти слова подразумевали одно и то же, а именно, крепкую, тяжелую, с большой головой, широкой челюстью, сырую собаку, предназначенную для травли и охраны, но не только. Французские доги участвовали в ряде знаменитых баталий, например, в 1453 году под Кастильоном; использовались в боях конца столетней войны.В изолированных горных районах и предгорьях Аквитании, одной из четырех галльских провинций со столицей Тулуз, где
проживали иберы, французские доги всегда были многочисленны. Это способствовало их сохранению в относительной чистоте.Именно поэтому старинных французских мастифов называли аквитанскими догами - утверждает немецкий автор Мария Пуфаль в сборнике «Молоссы»(1990).
Достоверно известно, что в 1572 году английская королева Елизавета подарила французам большое количество мастифов, поэтому можно предположить, что к французским мастифам еще в средние века подмешивали крови английских.
Первое снижение численности, аквитанских догов связано с Французской революцией 1789 года, которая по сути стала их массовой могилой. Республиканцы были настоящими варварами по отношению к этим животным. Крупные собаки, требующие большого количества пищи, в представлении недоедающего простого народа считались символом имущих классов. В результате, многие из собак были убиты вместе со своими хозяевами, часть вывезена за границу состоятельными эмигрантами, что способствовало рассеиванию основной части поголовья по другим странам. Оставшиеся собаки использовались для охраны земельных угодий республиканцев. Они содержались в очень плохих условиях и смешивались с другими породами.
Небольшая часть собак сохранилась в южной Франции, лишь благодаря использованию их для жестоких боев. Мясники, которые заставляли этих могучих собак тянуть тележки с мясными тушами, в свободное время развлекались собачьими боями, стравливая догов между собой. Кроме того доги умели справляться с быками, медведями, волками. Это обстоятельство явилось одновременно и славой и несчастьем для породы. Собаки получили репутацию кровожадных тварей, считались враждебными, жестокими, фальшивыми, неискренними предателями не вызывающими уважения. Считалось, что собаки были до такой степени дикими, что полиция предписывала их владельцам крепко привязывать их и надевать на них намордники. Репутация кровожадных тварей способствовала появлению нарицательного прозвища, которым французы награждали злых людей. Они говорили про такого человека: «У него нрав бордоского дога» (П. Атта, 1992)
В Мексике, с легкой руки Наполеона - 3 (Максимилиана),французские доги считались людоедами, дословно «поедателями людей». Такое мнение прекратилось лишь в 1863 году.
Временным расцветом для французского мастифа стала середина девятнадцатого века, когда собачьи бои стали очень популярны в среде парижской знати. Однако, положения закона Граммона, предусматривающие защиту домашних животных от жестокого обращения постепенно привели к ликвидации кровавых состязаний, а с ними угас и интерес к породе.
Исторические катаклизмы конца XIX столетия, войны, революции, а т.ж. тенденции моды, беспощадной рукой меняли лицо Европы. В большей степени, чем другим домашним животным досталось собакам, наиболее близким к человеку, и вследствие этого, наиболее уязвимым. Не миновала чаша сия и французского мастифа.
Пьер Меньен (Известный французский исследователь, ветеринар и издатель журнала «Заводчик». Он снискал такое же уважение среди собаководов, как Папа Римский среди католиков и был удостоен прозвища «собачий Папа») в журнале «Породы собак» писал: «Существуют ли французские доги, которые образуют уравновешенную породу и заслуживают, чтобы их называли бордоскими догами в каталогах выставок «Кур ле Рейн» или «Терас де Тюильри»?» - мы долго этому верили, но сегодня убеждены в обратном. Под этим названием подразумевались и сегодня еще подразумеваются крупные, мощные бульдоги с несколько выдвинутой вперед нижней челюстью высотой 60-65 см в холке, равномерной желтой или пятнистой окраски, которые не отличаются от испанских бульдогов (фото 5). Или мы их называем
настоящими мастифами с почти одинаковым расположением челюстей (ножницеобразный прикус - прим.
автора), светло-кофейной или изабелловой окраски с черной маской или без нее, с объемом груди 70-75 см.
Между этими двумя противоположностями (тип бульдога и тип мастифа - прим автора) много ступеней, которые
приближаются к той или к другой форме (фото 6).
Это является наилучшим доказательством того, что предполагаемая порода бордоский дог является ни чем иным,
нежели попыткой скрещивания английского мастифа с испанскимбульдогом, который происходит также из
Пиринеев и который иногда встречается, появляясь под названием бордоский бульдог. Бордоский бульдог - попытка
скрещивания, результаты которого имеют сходство с одной и с другой стороной, не образуя самостоятельной поро-
ды.
Эти собаки в конце концов вывелись, будучи предоставлены себе, развились в сегодняшнего бордоского дога».
Это печальное заключение конца прошлого века оказалось в сильной степени ошибочным, но оно как нельзя более
точно отразило тот факт, что «культурное» собаководство Франции конца XIX века уже утратило представление о
бордоском доге, как о породе, а сама порода почти исчезла с лица земли.
По утверждению доктора Франка (1896 г.) они сохранились лишь в Пиринейских провинциях на границе с Испанией. А исследователь Бекман считал, что что остатки «старых» мастифов удержались в южной Франции, в области города Бордо под названием Dogue de midi. Но при этом, возникшая позже новая порода французских мастифов уже не имела отношения к древности. Французский мастиф исчезал и возрождался не единожды. Видимо поэтому в книге Бюффона «Естественная история», Жан Батист Удри (Jean Baptiste Oudry) изобразил французского мастифа и назвал его «собакой жизни», - пишет в своей статье о бордоских догах французский автор Полин Атта (1992).
Благодаря тому, что вплоть до первой мировой войны в южной Франции доги продолжали использоваться для боев, французские мастифы сохранили себе жизнь.
История современного французского дога началась в 1863 году после первой выставки собак в Ботаническом саду Парижа, где, собственно, не было даже разделения на породы. Фактически это был смотр всего имеющегося поголовья собак Франции. В том числе и группы пород, к которым относился бордоский дог. Было представлено 8 французских молоссоидов различного внешнего вида. В отчете об этой выставке можно прочитать: «Относительно догов мы можем сказать очень мало. Из них только один был из крупных пород, а именно дог изБордо, который заслуживает особого упоминания. Эти собаки представлены очень плохо. Отдельные особи были очень средними и не представляли ни единого четкого типа собачьей породы».
Тем не менее дог из Бордо, собака по кличке Мажент владельца Радигё, получила первую премию и медаль из чистого золота значительной для того времени стоимости - 150 франков, которая была оплачена из средств города Парижа. Кобель был 70 см в холке, красно-серого окраса без маски. «Дог из Бордо», по-французски «Dogue de Bordeaux» - такое название закрепилось за французским мастифом после этой выставки и привлекло внимание к породе. Таким образом, было положено начало спасению этой породы, находящейся на грани исчезновения.
Несмотря на вновь данное название, в разных частях Франции сохранялись местные названия: аквитанский, тулузский, дю-миди и парижский доги. Породные особи были резко разнотипные. «Я не знаю в Бордо двух догов, которые были равны друг другу. Доги выглядели несолидно.» - писал один из лучших знатоков французского дога того времени профессор Кунстлер.
Дискуссии об экстерьере бордоских догов длились тридцать лет. Разведением породы занимались непрофессионалы, но каждый владелец утверждал, что только его линия представляет настоящего бордоского дога. Хозяева не чистопородных бордоских догов активно принимали участие в выставках и не давали слова настоящим знатокам. Поэтому был признан тип, который являлся нечистокровным, не настоящим типом этой породы. Им даже удалось ввести в заблуждение выдающегося кинолога Пьера Меньен, который поверил в реальность подобного типа бордоских догов. С 1863 по 1893 годы заводчики и судьи не могли прийти к единому мнению относительно стандарта этой породы. Разногласия касались размеров, телосложения, длины морды, цвета маски, наличия и важности перекуса, а т.ж. окраса - писал доктор Пьер Маркар. Эти споры мешали выработке единого стандарта бордоского дога, по-этому порода так и не была официально зарегистрирована. К тому же в 1883 году некоторые заводчики прилили бордоскому догу кровь английского мастифа.
Пьер Меньен в начале своей работы с будущей породой не видел во французских мастифах ничего кроме метисов между английскими мастифами и пиренейскими псами, поскольку на выставках конца 80х- начала 90х годов прошлого века не встречал и пары фенотипически одинаковых собак. В течение 20 лет после первой выставки, а именно с 1863 по 1883 годы ни на одной выставке Франции не было слышно о бордоских догах.
Лишь в 1883 году в Париже снова заговорили об этой породе в связи с тем,что на выставке был представлен кобель Батай (фото 8), 67 см в холке. 1884 году экспонировался его однопометник кобель Мариус, 74 см в холке. И хотя эти собаки были потомками одной бабки,
знаменитой боевой собаки Мины, рост которой в холке составлял 76 см, они сильно отличались по высоте, экстерьеру и окрасу
, что заставляло предполагать прилитие к этой линии крови английского мастифа.
Бордоский дог - французская порода. Он относится к группе мастифов. Иногда его называют французским мастифом. Окончательное становление этой породы произошло в середине XIX века во Франции.
Мастифы являются потомками огромных собак - молоссов, которые, по мнению ряда авторов изначально обитали в небольшом древнем государстве Молоссии, находившемся в районе расположения современной Албании и Западной Греции. Считается, что молоссы произошли от ассирийских охотничьих и боевых догов, которых привел с собой в Эпир после Троянской войны царь Пирр в конце 2го тысячелетия до нашей эры.
Другой группой предков мастифов стали аланские собаки. Варварское племя аланов участвовало в великом переселении народов и в союзе с вандалами в начале V века нашей эры, захватило Испанию. Племя аланов было уничтожено вестготами в V веке после того, как они закрепились в Аквитании, потерпев поражение на севере Испании. Их сопровождали огромные собаки, которых также называли аланами (alan, аlепt). Скорее всего, эти аланы были скрещены с местными собаками, которые впоследствии дали собак, похожих на бордоский догов. К такому выводу пришли Пьер Меньен и профессор Кунстлер, сделав сравнительный анализ в университете города Бордо.
Морис Люке, в книге «Доги и бульдоги», ссылаясь на профессора Кунстлера, высказывает мысль, что эти собаки осели в горах по обе стороны Пиринеев приняв название «Dogue dе Burgos» (испанский дог или испанский бульдог). Он считает, что скорее всего эта порода могла быть предком французского дога.
Боевые собаки сопровождали и гуннов, которые затем вторглись на территорию Римской империи, Галии и Испании. Собаки гуннов, возможно представляли собой метисов аланов и местных собак.
Аквитания, таким образом, оказалась той исторической областью на юго-западе Франции, по территории которой проходили войска гуннов, аланов, римлян и т.д. Каждая народность приводила с собой больших свирепых собак, которые участвовали в боях или же их использовали в охоте на крупного зверя.
В те же края могли попасть и крупные кельтские борзые, которые также являлись потомками ассирийских догов.
Все эти собаки скрещивались с местными собаками и между собой, в результате чего возникла примитивная порода французских догов (мастифов), которая была названа аквитанский дог.
Во всяком случае в «Книге об охоте» писателя Гаса де ля Бигня (Гастона Фебюса,
графа де Фуа), жившего в XIV столетии, где впервые упоминается об аквитанских догах,
говорится также о том, что название veltres или vautres, применялось и к борзым и к
травильным собакам, которые были метисами молоссов и брудастых борзых и назывались
аланами. Эти аланы делились на три породы: Alan gentil (фото 2), vautre (фото 3, 4) и
Alan dе Ьoucherie. Первые были борзыми с тяжелой
головой, вторые были в три раза сильнее первых
и соответствовали более поздним levtries doguistes,
имели желтый с темным оттенком или серый
с черными полосами окрас, что доказывало примесь
молоссов, обладали большими головами,
отвисшими губами и ушами и использовались
по кабану и медведю, третьи были истинно травиль-
ными собаками типа бульдогов. Гастон Фебюс
потребительски относился к собакам, ценя лишь их утилитарные, охотничьи качества. Он не очень
любезно отзывается о догах, говоря, что дог прекрасная собака только для хватки кабана и медведя, но, если он умрет, намертво прицепившись, то и не велика потеря.В те времена дворяне предпочитали иметь борзую, украшая ее колье из лилий, таким образом аттестовывая ее за прекрасную охоту.
В средние века охотничьи собаки, применявшиеся по кабану и медведю, назывались vautre. Это слово кельтско-романское. В процессе развития французского языка оно изменилось на veltriss, затем на viotre и votre. Слово votre использовалось для обозначения всех собак тяжелых пород.
Французское слово votre и тем более древнее слово alan позднее было вытеснено английским синонимом мастиф, он же дог. Оба эти слова подразумевали одно и то же, а именно, крепкую, тяжелую, с большой головой, широкой челюстью, сырую собаку, предназначенную для травли и охраны, но не только. Французские доги участвовали в ряде знаменитых баталий, например, в 1453 году под Кастильоном; использовались в боях конца столетней войны.В изолированных горных районах и предгорьях Аквитании, одной из четырех галльских провинций со столицей Тулуз, где
проживали иберы, французские доги всегда были многочисленны. Это способствовало их сохранению в относительной чистоте.Именно поэтому старинных французских мастифов называли аквитанскими догами - утверждает немецкий автор Мария Пуфаль в сборнике «Молоссы»(1990).
Достоверно известно, что в 1572 году английская королева Елизавета подарила французам большое количество мастифов, поэтому можно предположить, что к французским мастифам еще в средние века подмешивали крови английских.
Первое снижение численности, аквитанских догов связано с Французской революцией 1789 года, которая по сути стала их массовой могилой. Республиканцы были настоящими варварами по отношению к этим животным. Крупные собаки, требующие большого количества пищи, в представлении недоедающего простого народа считались символом имущих классов. В результате, многие из собак были убиты вместе со своими хозяевами, часть вывезена за границу состоятельными эмигрантами, что способствовало рассеиванию основной части поголовья по другим странам. Оставшиеся собаки использовались для охраны земельных угодий республиканцев. Они содержались в очень плохих условиях и смешивались с другими породами.
Небольшая часть собак сохранилась в южной Франции, лишь благодаря использованию их для жестоких боев. Мясники, которые заставляли этих могучих собак тянуть тележки с мясными тушами, в свободное время развлекались собачьими боями, стравливая догов между собой. Кроме того доги умели справляться с быками, медведями, волками. Это обстоятельство явилось одновременно и славой и несчастьем для породы. Собаки получили репутацию кровожадных тварей, считались враждебными, жестокими, фальшивыми, неискренними предателями не вызывающими уважения. Считалось, что собаки были до такой степени дикими, что полиция предписывала их владельцам крепко привязывать их и надевать на них намордники. Репутация кровожадных тварей способствовала появлению нарицательного прозвища, которым французы награждали злых людей. Они говорили про такого человека: «У него нрав бордоского дога» (П. Атта, 1992)
В Мексике, с легкой руки Наполеона - 3 (Максимилиана),французские доги считались людоедами, дословно «поедателями людей». Такое мнение прекратилось лишь в 1863 году.
Временным расцветом для французского мастифа стала середина девятнадцатого века, когда собачьи бои стали очень популярны в среде парижской знати. Однако, положения закона Граммона, предусматривающие защиту домашних животных от жестокого обращения постепенно привели к ликвидации кровавых состязаний, а с ними угас и интерес к породе.
Исторические катаклизмы конца XIX столетия, войны, революции, а т.ж. тенденции моды, беспощадной рукой меняли лицо Европы. В большей степени, чем другим домашним животным досталось собакам, наиболее близким к человеку, и вследствие этого, наиболее уязвимым. Не миновала чаша сия и французского мастифа.
Пьер Меньен (Известный французский исследователь, ветеринар и издатель журнала «Заводчик». Он снискал такое же уважение среди собаководов, как Папа Римский среди католиков и был удостоен прозвища «собачий Папа») в журнале «Породы собак» писал: «Существуют ли французские доги, которые образуют уравновешенную породу и заслуживают, чтобы их называли бордоскими догами в каталогах выставок «Кур ле Рейн» или «Терас де Тюильри»?» - мы долго этому верили, но сегодня убеждены в обратном. Под этим названием подразумевались и сегодня еще подразумеваются крупные, мощные бульдоги с несколько выдвинутой вперед нижней челюстью высотой 60-65 см в холке, равномерной желтой или пятнистой окраски, которые не отличаются от испанских бульдогов (фото 5). Или мы их называем
настоящими мастифами с почти одинаковым расположением челюстей (ножницеобразный прикус - прим.
автора), светло-кофейной или изабелловой окраски с черной маской или без нее, с объемом груди 70-75 см.
Между этими двумя противоположностями (тип бульдога и тип мастифа - прим автора) много ступеней, которые
приближаются к той или к другой форме (фото 6).
Это является наилучшим доказательством того, что предполагаемая порода бордоский дог является ни чем иным,
нежели попыткой скрещивания английского мастифа с испанскимбульдогом, который происходит также из
Пиринеев и который иногда встречается, появляясь под названием бордоский бульдог. Бордоский бульдог - попытка
скрещивания, результаты которого имеют сходство с одной и с другой стороной, не образуя самостоятельной поро-
ды.
Эти собаки в конце концов вывелись, будучи предоставлены себе, развились в сегодняшнего бордоского дога».
Это печальное заключение конца прошлого века оказалось в сильной степени ошибочным, но оно как нельзя более
точно отразило тот факт, что «культурное» собаководство Франции конца XIX века уже утратило представление о
бордоском доге, как о породе, а сама порода почти исчезла с лица земли.
По утверждению доктора Франка (1896 г.) они сохранились лишь в Пиринейских провинциях на границе с Испанией. А исследователь Бекман считал, что что остатки «старых» мастифов удержались в южной Франции, в области города Бордо под названием Dogue de midi. Но при этом, возникшая позже новая порода французских мастифов уже не имела отношения к древности. Французский мастиф исчезал и возрождался не единожды. Видимо поэтому в книге Бюффона «Естественная история», Жан Батист Удри (Jean Baptiste Oudry) изобразил французского мастифа и назвал его «собакой жизни», - пишет в своей статье о бордоских догах французский автор Полин Атта (1992).
Благодаря тому, что вплоть до первой мировой войны в южной Франции доги продолжали использоваться для боев, французские мастифы сохранили себе жизнь.
История современного французского дога началась в 1863 году после первой выставки собак в Ботаническом саду Парижа, где, собственно, не было даже разделения на породы. Фактически это был смотр всего имеющегося поголовья собак Франции. В том числе и группы пород, к которым относился бордоский дог. Было представлено 8 французских молоссоидов различного внешнего вида. В отчете об этой выставке можно прочитать: «Относительно догов мы можем сказать очень мало. Из них только один был из крупных пород, а именно дог изБордо, который заслуживает особого упоминания. Эти собаки представлены очень плохо. Отдельные особи были очень средними и не представляли ни единого четкого типа собачьей породы».
Тем не менее дог из Бордо, собака по кличке Мажент владельца Радигё, получила первую премию и медаль из чистого золота значительной для того времени стоимости - 150 франков, которая была оплачена из средств города Парижа. Кобель был 70 см в холке, красно-серого окраса без маски. «Дог из Бордо», по-французски «Dogue de Bordeaux» - такое название закрепилось за французским мастифом после этой выставки и привлекло внимание к породе. Таким образом, было положено начало спасению этой породы, находящейся на грани исчезновения.
Несмотря на вновь данное название, в разных частях Франции сохранялись местные названия: аквитанский, тулузский, дю-миди и парижский доги. Породные особи были резко разнотипные. «Я не знаю в Бордо двух догов, которые были равны друг другу. Доги выглядели несолидно.» - писал один из лучших знатоков французского дога того времени профессор Кунстлер.
Дискуссии об экстерьере бордоских догов длились тридцать лет. Разведением породы занимались непрофессионалы, но каждый владелец утверждал, что только его линия представляет настоящего бордоского дога. Хозяева не чистопородных бордоских догов активно принимали участие в выставках и не давали слова настоящим знатокам. Поэтому был признан тип, который являлся нечистокровным, не настоящим типом этой породы. Им даже удалось ввести в заблуждение выдающегося кинолога Пьера Меньен, который поверил в реальность подобного типа бордоских догов. С 1863 по 1893 годы заводчики и судьи не могли прийти к единому мнению относительно стандарта этой породы. Разногласия касались размеров, телосложения, длины морды, цвета маски, наличия и важности перекуса, а т.ж. окраса - писал доктор Пьер Маркар. Эти споры мешали выработке единого стандарта бордоского дога, по-этому порода так и не была официально зарегистрирована. К тому же в 1883 году некоторые заводчики прилили бордоскому догу кровь английского мастифа.
Пьер Меньен в начале своей работы с будущей породой не видел во французских мастифах ничего кроме метисов между английскими мастифами и пиренейскими псами, поскольку на выставках конца 80х- начала 90х годов прошлого века не встречал и пары фенотипически одинаковых собак. В течение 20 лет после первой выставки, а именно с 1863 по 1883 годы ни на одной выставке Франции не было слышно о бордоских догах.
Лишь в 1883 году в Париже снова заговорили об этой породе в связи с тем,что на выставке был представлен кобель Батай (фото 8), 67 см в холке. 1884 году экспонировался его однопометник кобель Мариус, 74 см в холке. И хотя эти собаки были потомками одной бабки,
знаменитой боевой собаки Мины, рост которой в холке составлял 76 см, они сильно отличались по высоте, экстерьеру и окрасу
, что заставляло предполагать прилитие к этой линии крови английского мастифа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий